Тбилиcский ритейл

В октябре этого года мне представилась возможность познакомиться с продуктовым ритейлом г.Тбилиси. Хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, своими наблюдениями и выводами.

Грузия – государство с населением в 4,5 млн. человек, четвертая часть которого проживает в Тбилиси - столице страны.

В последнее десятилетие Грузия из аграрно-промышленного государства превратилась в транзитно-сервисное, экономика которого строится на обслуживании прежде всего региональных проектов, имеющих геоэкономическое значение. В реализации этих проектов Грузия сосредоточилась на выполнении транзитно-коммуникационной функции. В связи с этим почти в два раза увеличилась доля секторов торговли, транспорта и коммуникаций.

Не смотря на это, за последние годы среднегодовая инфляция составила 6,42%, больше 4/5 всей инфляции (82%) за последние десять лет пришлось на увеличение цен на продукты питания.

При этом уровень безработицы по официальным данным составляет 29,6 % среди населения Тбилиси. Значительная часть населения Грузии занята в неформальном секторе экономики, частный сектор пока что не играет роли активного работодателя.

Средний месячный доход на душу населения в г. Тбилиси — 235 долларов.

Покупательская способность большей части населения г.Тбилиси низкая, при этом 36% затрат домохозяйств приходится на покупку продуктов питания и товаров для дома. Явно просматривается существование сегмента потребительского рынка с высоким уровнем дохода, который составляет не более 5-7% от общей массы.

В то же время в Грузии организованная розница в формате супермаркетов и магазинов занимает долю рынка не более 30%. Покупатели все еще предпочитают совершать покупки на базаре, следуя стереотипу, что там дешевле. Потребители ищут товары по низкой цене в ущерб качеству и удобству совершения покупки. А некоторые покупатели чувствую себя неуверенно, некомфортно в супермаркетах, несмотря на наличие денег.

Организованная розница развивается в двух форматах – самообслуживание и прилавочная торговля, при этом наблюдается тенденция переориентации магазинов на более современный формат - самообслуживание.

На тбилисском рынке продуктового ритейла, как и в масштабах страны, четко прослеживается экспансия иностранных сетей в розницу: французский Carrefour, российский Fresco, грузинско-литовский Loli/Populi, украинский Фуршет - наиболее активные участники рынка. А в грузинских сетях Goodwill, Nikora, Smart явно видна тенденция стандартизация организации торгово-технологического процесса на основе европейского опыта, но часто эти технологии используется в искаженном виде и не всегда эффективно.

Игроки рынка г.Тбилиси активно развивают форматы «минимаркет», «супермаркет», «гипермаркет» в сегменте низких цен, при этом наблюдается явный дефицит классических супермаркетов со средними ценами, хорошим сервисом, торговым залом, чистым, просторным и удобным для совершения покупок. А деликатесных супермаркетов нет вообще. Хотя именно к таким местные жители относят магазины Goodwill – не смотря на внутренние проблемы в управляющей компании, только здесь можно найти эксклюзивный ассортимент промышленных товаров и продуктов питания высокого качества европейского и отечественного происхождения. В Goodwill вы можете увидеть попытки грузинских ритейлеров гипермаркет в 24 000 кв.м. вывести на уровень деликатесного.

Во многих торговых точках просматривается проблема с благоустройством стоянки. Отсутствие разметок, неудобство транспортной развязки и въезда-выезда – типичная ситуация для тбилисских супермаркетов, исключением в этом случае являются Carrefour и Goodwill.



Наиболее распространенные тенденции продуктового ритейла г.Тбилиси :

1. Рекламные компании торговых точек сфокусированы на продвижении торговых марок производителей, при этом полное отсутствие рекламы брендов самих ритейлером, их основных конкурентных преимуществ. Отсутствие комплексного подхода в продвижения торговой точки;

2. Удобство покупателей ставится на задний план, а в приоритете заработок на маркетинговых платежах поставщиков. Отсюда - загромождение прикассовых зон дополнительными выкладками и стойками; неэффективное размещение дополнительных выкладок в торговом зале; некорректное сочетание торговых групп; неэффективное использование полочного пространства; отсутствие кросс-мерчандайзинга;

3. В оформлении торговых точек практически не используется нейромаркетинг;

4. При проектировании торгового пространства часто встречаются ошибки в планировочных решениях расстановки торгового оборудования, сочетания товарных групп, что приводит к созданию «мертвых» зон в магазине.

5. Низкий уровень или полное отсутствие аналитической работы по следующим направлениям:

анализ показателей работы торговой точки – динамика товарооборота и прибыли, среднего чека, структуры чека, эффективности использования торговой площади; проведенных рекламных мероприятий;

анализ ассортимента– АВС-анализ, анализ по продажам и прибыли по товарным группам, оценка товарных групп;

анализ конкурентов – SWOT-анализ, мониторинг цен;

анализ работы программы лояльности– динамика количества участников, анализ частоты совершенных покупок собственниками дисконтных карт, анализ структуры покупок;

6. Низкий уровень подготовки торгового персонала;

7. Огромные очереди в «час пик»;

8. Отсутствие элементарного сервиса.



Впрочем, все это нам, участникам украинского ритейла, знакомо. Некоторые моменты мы смогли побороть, над некоторыми работаем и сейчас.

В любом случае, грузинский ритейл – перспективный рынок, который интересен не только отечественным игрокам, но и зарубежным. Существует высокая вероятность изменения в сторону увеличения покупательского спроса и активности торговых сетей на рынке после стабилизации политической ситуации в Грузии по результатам состоявшихся президентских выборов.

По моему мнению, в стране в последующие 2-3 года будет наблюдаться тенденция активного развития розницы в формате «гипермаркет», также активизируется открытие классических супермаркетов и супермаркетов деликатесов, начнут выходить на рынок специализированные магазины производителей мясоперерабатывающей промышленности, кондитерских изделий, молокопродуктов, розничные магазины в формате самообслуживания начнут активно появляться и в районных центрах.



Наталья Радько, автор проекта MarketMaster pro